Здоровье
Информация об условиях охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Медицинское обслуживание осуществляют органы здравоохранения.
Для реализации задач по охране и укреплению здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, модель двигательного режима, циклограммы: «Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня» и «Использование нетрадиционных форм оздоровительной работы в группах дошкольного возраста в течение дня».
Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности. Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, возможность проводить коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушение речи и познавательной сферы), созданы комфортные условия, благоприятного микроклимата.
Специфика дошкольного учреждения комбинированного вида позволяет использовать большее количество организованных форм работы с детьми: помимо фронтальных и подгрупповых занятий с каждым ребёнком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов – психолога, музыкального руководителя. Поэтому мы строим режим , соблюдая образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования. Как и при составлении общей сетки видов деятельности, при составлении графиков индивидуальной занятости, специалисты, работающие с ребёнком, учитывают распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. При этом педагоги ориентируются на состояние здоровья ребёнка (снижение общей нагрузки для детей 3-й группы здоровья, уменьшение количества индивидуальных занятий с узкими специалистами познавательного и художественно-эстетического направления, замена их работой физкультурно-оздоровительного содержания и т.п.)
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ разветвлённой сети специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей младшего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе требований 2.4.1.3049-13 и с учётом реализуемых программ, имеют согласование с ЦГСЭН.
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения программы ДОУ.
Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
Педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по физкультурно-оздоровительной системе «Здоровый ребенок» (утверждена на Педагогическом совете № 1 от 01.09.2016 года), которая совершенствуется. В основу всей работы коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Здоровый ребенок» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.
Оздоровительную работу в ДОУ курирует медицинская сестра ДОУ, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Проводятся профилактические мероприятия:
Медицинским персоналом ДОУ:
- осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;
- антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 2 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;
- анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;
- ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
- осмотр детей педиатром;
- лечебно-профилактические мероприятия:
- витаминотерапия;
- фитотерапия;
- иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;
- полоскание горла солевым раствором;
- глюконат кальция и аскорбиновая кислота (2 раза в год);
- в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);
- разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;
- разработаны индивидуальные листы питания для детей с пищевой аллергией.
Ежегодно проводятся углубленные осмотры детей врачами-специалистами.
Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.
Психологической службой:
· Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
· Социальная адаптация вновь поступивших детей.
Воспитателями:
· Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.
· Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:
- 1 младшая группа. 1 полугодие — воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие — контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
- 2 младшая группа. Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
- Средняя группа. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.
- Старшая, подготовительная и разновозрастная группы. Контрастные воздушные ванны после сна. Взбадривающая гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и физкультурного занятия. Полоскание рта после еды.
Результатом деятельности стало создание системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Специалисты ДОУ определили необходимый уровень психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, формы и методы оздоровления детей. Разработали и внедрили вариативные оздоровительные программы: для детей с нарушениями нервной системы; общеукрепляющих мероприятий для детей, для часто болеющих детей.
Цели использования здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ:
Применительно к ребенку: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его); валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно ко взрослым: Содействие становлению культуры здоровья валеологическому просвещению родителей.
Решению оздоровительных задач способствуют следующие формы организации детей:
Физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия в МБДОУ №3
№ п/п |
Направления и мероприятия |
Сроки проведения |
Длительность, мин |
Ответственные | |
1. Организация двигательного режима | |||||
1.1. |
Утренняя гимнастика |
8.00. – 8.25. |
6 - 10 |
воспитатели | |
1.2. |
НОД деятельность по физическому воспитанию |
по сетке |
15-30 |
воспитатели муз. руководитель | |
1.3. |
Физкультминутка в середине НОД |
во время НОД |
3-5 |
воспитатели | |
1.4. |
НОД деятельность по музыкальному воспитанию |
по сетке |
15-30 |
муз. руководитель | |
1.5. |
Подвижные игры и спортивные упражнения |
во время прогулок |
6 - 20 |
воспитатели | |
1.6. |
Пальчиковая гимнастика |
в свободное от НОД время |
3-5 |
воспитатели | |
1.7. |
Физкультурные развлечения |
1 раз в месяц |
20 – 40 |
воспитатели муз. руководитель | |
1.8. |
Спортивные праздники |
2 раза в год
|
20 – 60 |
воспитатели муз. руководитель | |
1.9. |
День Здоровья |
1 раз в квартал |
- |
воспитатели ст. медсестра | |
1.10 |
Индивидуальная работа по развитию движений |
ежедневно |
12 -15 |
воспитатели | |
2. Оздоровительная работа с детьми | |||||
2.1. |
Закаливающие мероприятия: - прием детей на улице;
- проветривание помещений;
- упражнения после сна; |
в зависимости от погоды
ежедневно
ежедневно |
в зависимости от t наружного воздуха через каждые 1,5 ч
3 -5 |
воспитатели
мл. воспитатели
воспитатели | |
3. Профилактическая работа | |||||
3.1. |
Первичные и профилактические осмотры детей |
по плану ЦРБ |
- |
ст. медсестра педиатр ЦРБ | |
3.2. |
Диагностика физической подготовленности в рамках Образовательной программы |
2 раза в год |
- |
воспитатели
| |
3.3 |
Проведение прививок по национальному календарю и профилактических прививок с обязательным осмотром детей |
в течение года |
- |
ст. медсестра педиатр ЦРБ
| |
3.4. |
Осмотр детей специалистами ЦРБ на этапе поступления в школу |
по плану ЦРБ |
- |
ст. медсестра педиатр ЦРБ | |
3.5. |
Витаминизация блюд |
в течение года |
- |
ст. медсестра | |
3.6. |
Употребление в пищу свежих овощей и фруктов |
в течение года |
- |
Зав. хозяйством | |
3.7. |
Фитонцидотерапия (чесночные букетики) |
октябрь -апрель |
- |
ст. медсестра мл. воспитатели | |
3.8. |
Беседы с детьми о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения |
в течение года |
- |
воспитатели | |
3.9. |
Просветительская работа с родителями (памятки, буклеты, консультации, беседы) |
в течение года |
|
воспитатели ст. медсестра | |
4. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни | |||||
4.1. |
Формирование навыков личной гигиены: обучение различным правилам, способствующим самостоятельному выполнению действий; беседы, демонстрация дидактического материала о полезности, целесообразности и необходимости выполнения правил личной гигиены. |
в течение года |
- |
воспитатели мл. воспитатели
| |
4.2. |
Формирование навыков культуры питания: сервировка стола; эстетика подачи блюд; этикет приема пищи и т.д. |
в течение года |
- |
воспитатели мл. воспитатели
| |
Формы и методы оздоровления детей
№ |
Формы и методы |
Содержание |
1 |
Обеспечение здорового ритма жизни |
-поступательный режим, щадящий режим (адаптационный период) -оздоровительный режим в летний период -сетка занятий в соответствии с СанПиН -организация микроклимата группы |
2 |
Физические упражнения |
- утренняя гигиеническая гимнастика; - проведение физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики в комплексе с дыхательными и релаксационными упражнениями; - оздоровительно - развивающие физкультурные занятия на свежем воздухе -подвижные игры -профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения) -терренкур (дозированная ходьба) |
3 |
Гигиенические и водные процедуры |
-умывание -мытье рук -игры с водой и песком |
4 |
Свето-воздушные ванны |
- сон в проветренном помещении; - соблюдение температурного режима -прогулки на свежем воздухе -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
5 |
Активный отдых |
-развлечения, праздники -игры-забавы -дни здоровья -каникулы |
6 |
Диетотерапия |
-рациональное питание -фрукты, овощи, соки -витаминизация 3го блюда
|
7 |
Спецзакаливание |
- гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья» - игровой самомассаж лица, пальцев рук; -дыхательная гимнастика |
8 |
Пропаганда ЗОЖ |
-занятие по ОБЖ -занятия по валеологии |
Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала — важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.
По результатам ежегодного медицинского обследования детей группы проводится мониторинг здоровья и развития детей. Целенаправленная и разносторонняя работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют снижению заболеваемости детей, что видно в таблице мониторинга.